Как Мотивировать и Стимулировать КомандуВы сталкиваетесь с проблемой снижения вовлеченности сотрудников?
Замечаете рост тревожности и выгорания в команде?
Эти проблемы знакомы многим руководителям, и, к счастью, существуют способы их решения.
Меня зовут Марина Геннадьевна Павлова, я бизнес-психолог, преподаватель МГИМО поделюсь эффективными стратегиями, которые помогут вам создать мотивированную и вовлеченную команду.
Мотивация и Стимулирование: В чем разница?Прежде чем перейти к конкретным инструментам, важно понимать разницу между мотивацией и стимулированием.
- Мотивация – это внутреннее побуждение к действию, то, что заставляет человека вставать утром и идти на работу, преодолевать трудности и стремиться к большему. Это система внутренних действий, исходящих от самого человека.
- Стимулирование – это внешнее воздействие, направленное на то, чтобы побудить человека к определенным действиям. Стимул – это внешний побудитель к деятельности.
Как потребности превращаются в мотивы?В основе любой деятельности лежит потребность – состояние нужды или недостатка в чем-либо (физиологических условиях, социальных контактах, безопасности, самореализации и т.д.). Потребность, осознанная и направленная на конкретный объект, превращается в мотив – направленность поведения, вызванную потребностью.
Представьте: “Я голоден и хочу поесть” (неопределенное желание) превращается в “Я хочу жаренной картошки!” (конкретное направление для действий).
Психологическая структура деятельности: от потребности к результатуПонимание психологической структуры деятельности помогает руководителю эффективно управлять мотивацией сотрудников:
- Потребность: Состояние дефицита (физиологического или психологического), которое создает побуждение к действию.
- Мотив: “Опредмеченная потребность” - движущая и направляющая сила деятельности.
- Цель: Ожидаемый результат деятельности.
- Действие: Процесс, направленный на достижение цели, реализуемый с помощью определенных операций.
- Операция: Способ выполнения действия, зависящий от условий, в которых осуществляется деятельность.
- Результат: Конечный итог деятельности, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели.
Теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда РайанаСогласно этой теории, для эффективной мотивации необходимо удовлетворять три базовые психологические потребности:
- Компетентность: Чувство мастерства и способности эффективно решать задачи.
- Причастность: Чувство принадлежности к группе, значимости для других.
- Автономия: Чувство свободы выбора и контроля над своей деятельностью.
Стимулирование: как потребности превращаются в интересы и мотивыСтимулы переводят потребности в интересы и мотивы, направляя энергию человека в нужное русло.
Потребность –> Стимул –> ДействиеСоздание возможностей для развития компетентности:1.Обучение и Развитие:- Тренинги и семинары: Организация внутренних тренингов по ключевым навыкам (продажи, переговоры, управление проектами, лидерство) и приглашение внешних экспертов.
- Конференции и выставки: Участие сотрудников в отраслевых мероприятиях, предоставление возможности выступить с докладом.
- Профессиональная переподготовка и повышение квалификации: Оплата программ переподготовки и повышения квалификации.
- Изучение иностранных языков: Организация курсов иностранных языков для сотрудников, которым это необходимо для работы.
2.Развитие на рабочем месте:- Наставничество и менторство: Организация программ наставничества, закрепление за каждым сотрудником ментора.
- Ротация задач и проектов: Предоставление сотрудникам возможности попробовать себя в разных ролях и проектах.
- Работа над сложными и интересными проектами: Вовлечение сотрудников в работу над проектами, требующих приложения усилий и развития новых компетенций.
- Участие в рабочих группах и комитетах: Привлечение сотрудников к участию в решении важных задач компании.
- Обмен опытом и знаниями: Организация регулярных встреч для обмена опытом и знаниями между сотрудниками разных отделов, создание базы знаний.
3.Обратная связь и признание:- Регулярная обратная связь: Предоставление сотрудникам регулярной обратной связи об их работе (положительной и конструктивной).
- Признание достижений: Публичное признание достижений сотрудников на собраниях, в корпоративных изданиях и социальных сетях.
- Персональные благодарности и похвалы: Выражение личной благодарности сотрудникам за их вклад.
4.Создание культуры обучения:- Поощрение самообразования: Компенсация затрат на самообразование, предоставление оплачиваемого времени для самообразования.
- Поддержка профессионального роста: Содействие в получении профессиональных сертификатов и лицензий, оплата членства в профессиональных организациях.
- Пропаганда знаний и обмена опытом: Создание платформы для обмена знаниями и опытом между сотрудниками, проведение конкурсов на лучшую идею или инновацию.
- Установка на непрерывное обучение: Формирование у сотрудников установки на непрерывное обучение и самосовершенствование.
Создание возможностей для развития причастности:1.Укрепление Командного Духа:- Тимбилдинги (Team Building): Организация регулярных тимбилдингов для укрепления командного духа и улучшения взаимодействия.
- Совместные мероприятия: Организация совместных празднований дней рождения, профессиональных праздников и других знаменательных событий.
- Общие цели и задачи: Постановка перед командой общих целей и задач, достижение которых требует совместных усилий.
2.Открытое общение и обратная связь:- Регулярные командные встречи: Проведение регулярных встреч команды, на которых обсуждаются текущие задачи, успехи и проблемы, создание атмосферы открытости и доверия.
- Индивидуальные беседы с руководителем: Регулярное проведение индивидуальных бесед между руководителем и каждым сотрудником для обсуждения его работы, целей, потребностей и проблем.
- Анонимные опросы и сбор обратной связи: Проведение анонимных опросов для сбора обратной связи от сотрудников о рабочей среде, руководстве, процессах и т.д.
Создание возможностей для развития автономии:1.Организационные Изменения:- Децентрализация принятия решений: Передача полномочий по принятию решений на более низкие уровни управления.
- Гибкая организационная структура: Переход от жесткой иерархии к более гибким и адаптивным организационным структурам, формирование самоуправляемых команд.
- Автоматизация рутинных задач: Внедрение технологий, автоматизирующих рутинные и повторяющиеся задачи, чтобы освободить время сотрудников для более творческой и интересной работы.
- Прозрачная система оценки эффективности: Внедрение прозрачной системы оценки эффективности, основанной на четких KPI и объективных показателях.
2.Развитие Навыков и Компетенций Сотрудников:- Обучение навыкам самоорганизации и планирования: Организация тренингов по управлению временем, целеполаганию, планированию и самоорганизации.
- Обучение навыкам принятия решений и решения проблем: Организация тренингов по анализу проблем, принятию решений и креативному мышлению.
- Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества: Организация тренингов по эффективной коммуникации, переговорам, управлению конфликтами и работе в команде.
- Развитие эмоционального интеллекта: Организация тренингов по развитию эмоционального интеллекта, который помогает сотрудникам лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также эффективно управлять ими.
Важные моменты, о которых стоит помнить:- Не существует универсального способа мотивации: То, что мотивирует одного человека, может совершенно не работать для другого. (Нет потребности = нет мотива)
- Мотивация - это динамический процесс: Мотивы со временем меняются. Необходимо постоянно отслеживать и адаптировать подходы к мотивации.
- Мотивация – это ответственность руководителя: Руководитель несет ответственность за создание условий, способствующих мотивации сотрудников.
- Обнаружив потребность, сформировав мотив, важно правильно выстроить цель.
- Важно сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию: Стремиться к созданию условий, которые позволяют сотрудникам получать удовольствие от работы и одновременно получать достойное вознаграждение.
Марина Геннадьевна Павлова: Помогу предпринимателям повысить эффективность бизнеса с помощью доказательной психологии: структурно, бережно, с научным подходом.
- Тренинги / обучение
- Индивидуальные консультации
- Диагностика