Как Мотивировать и Стимулировать Команду

Вы сталкиваетесь с проблемой снижения вовлеченности сотрудников?
Замечаете рост тревожности и выгорания в команде?

Эти проблемы знакомы многим руководителям, и, к счастью, существуют способы их решения.
Меня зовут Марина Геннадьевна Павлова, я бизнес-психолог, преподаватель МГИМО поделюсь эффективными стратегиями, которые помогут вам создать мотивированную и вовлеченную команду.

Мотивация и Стимулирование: В чем разница?
Прежде чем перейти к конкретным инструментам, важно понимать разницу между мотивацией и стимулированием.
  • Мотивация – это внутреннее побуждение к действию, то, что заставляет человека вставать утром и идти на работу, преодолевать трудности и стремиться к большему. Это система внутренних действий, исходящих от самого человека.
  • Стимулирование – это внешнее воздействие, направленное на то, чтобы побудить человека к определенным действиям. Стимул – это внешний побудитель к деятельности.

Как потребности превращаются в мотивы?
В основе любой деятельности лежит потребность – состояние нужды или недостатка в чем-либо (физиологических условиях, социальных контактах, безопасности, самореализации и т.д.). Потребность, осознанная и направленная на конкретный объект, превращается в мотив – направленность поведения, вызванную потребностью.
Представьте: “Я голоден и хочу поесть” (неопределенное желание) превращается в “Я хочу жаренной картошки!” (конкретное направление для действий).

Психологическая структура деятельности: от потребности к результату
Понимание психологической структуры деятельности помогает руководителю эффективно управлять мотивацией сотрудников:
  • Потребность: Состояние дефицита (физиологического или психологического), которое создает побуждение к действию.
  • Мотив: “Опредмеченная потребность” - движущая и направляющая сила деятельности.
  • Цель: Ожидаемый результат деятельности.
  • Действие: Процесс, направленный на достижение цели, реализуемый с помощью определенных операций.
  • Операция: Способ выполнения действия, зависящий от условий, в которых осуществляется деятельность.
  • Результат: Конечный итог деятельности, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели.

Теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана
Согласно этой теории, для эффективной мотивации необходимо удовлетворять три базовые психологические потребности:
  1. Компетентность: Чувство мастерства и способности эффективно решать задачи.
  2. Причастность: Чувство принадлежности к группе, значимости для других.
  3. Автономия: Чувство свободы выбора и контроля над своей деятельностью.

Стимулирование: как потребности превращаются в интересы и мотивы
Стимулы переводят потребности в интересы и мотивы, направляя энергию человека в нужное русло. Потребность –> Стимул –> Действие

Создание возможностей для развития компетентности:
1.Обучение и Развитие:
  • Тренинги и семинары: Организация внутренних тренингов по ключевым навыкам (продажи, переговоры, управление проектами, лидерство) и приглашение внешних экспертов.
  • Конференции и выставки: Участие сотрудников в отраслевых мероприятиях, предоставление возможности выступить с докладом.
  • Профессиональная переподготовка и повышение квалификации: Оплата программ переподготовки и повышения квалификации.
  • Изучение иностранных языков: Организация курсов иностранных языков для сотрудников, которым это необходимо для работы.

2.Развитие на рабочем месте:
  • Наставничество и менторство: Организация программ наставничества, закрепление за каждым сотрудником ментора.
  • Ротация задач и проектов: Предоставление сотрудникам возможности попробовать себя в разных ролях и проектах.
  • Работа над сложными и интересными проектами: Вовлечение сотрудников в работу над проектами, требующих приложения усилий и развития новых компетенций.
  • Участие в рабочих группах и комитетах: Привлечение сотрудников к участию в решении важных задач компании.
  • Обмен опытом и знаниями: Организация регулярных встреч для обмена опытом и знаниями между сотрудниками разных отделов, создание базы знаний.

3.Обратная связь и признание:
  • Регулярная обратная связь: Предоставление сотрудникам регулярной обратной связи об их работе (положительной и конструктивной).
  • Признание достижений: Публичное признание достижений сотрудников на собраниях, в корпоративных изданиях и социальных сетях.
  • Персональные благодарности и похвалы: Выражение личной благодарности сотрудникам за их вклад.

4.Создание культуры обучения:
  • Поощрение самообразования: Компенсация затрат на самообразование, предоставление оплачиваемого времени для самообразования.
  • Поддержка профессионального роста: Содействие в получении профессиональных сертификатов и лицензий, оплата членства в профессиональных организациях.
  • Пропаганда знаний и обмена опытом: Создание платформы для обмена знаниями и опытом между сотрудниками, проведение конкурсов на лучшую идею или инновацию.
  • Установка на непрерывное обучение: Формирование у сотрудников установки на непрерывное обучение и самосовершенствование.

Создание возможностей для развития причастности:
1.Укрепление Командного Духа:
  • Тимбилдинги (Team Building): Организация регулярных тимбилдингов для укрепления командного духа и улучшения взаимодействия.
  • Совместные мероприятия: Организация совместных празднований дней рождения, профессиональных праздников и других знаменательных событий.
  • Общие цели и задачи: Постановка перед командой общих целей и задач, достижение которых требует совместных усилий.

2.Открытое общение и обратная связь:
  • Регулярные командные встречи: Проведение регулярных встреч команды, на которых обсуждаются текущие задачи, успехи и проблемы, создание атмосферы открытости и доверия.
  • Индивидуальные беседы с руководителем: Регулярное проведение индивидуальных бесед между руководителем и каждым сотрудником для обсуждения его работы, целей, потребностей и проблем.
  • Анонимные опросы и сбор обратной связи: Проведение анонимных опросов для сбора обратной связи от сотрудников о рабочей среде, руководстве, процессах и т.д.

Создание возможностей для развития автономии:
1.Организационные Изменения:
  • Децентрализация принятия решений: Передача полномочий по принятию решений на более низкие уровни управления.
  • Гибкая организационная структура: Переход от жесткой иерархии к более гибким и адаптивным организационным структурам, формирование самоуправляемых команд.
  • Автоматизация рутинных задач: Внедрение технологий, автоматизирующих рутинные и повторяющиеся задачи, чтобы освободить время сотрудников для более творческой и интересной работы.
  • Прозрачная система оценки эффективности: Внедрение прозрачной системы оценки эффективности, основанной на четких KPI и объективных показателях.

2.Развитие Навыков и Компетенций Сотрудников:
  • Обучение навыкам самоорганизации и планирования: Организация тренингов по управлению временем, целеполаганию, планированию и самоорганизации.
  • Обучение навыкам принятия решений и решения проблем: Организация тренингов по анализу проблем, принятию решений и креативному мышлению.
  • Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества: Организация тренингов по эффективной коммуникации, переговорам, управлению конфликтами и работе в команде.
  • Развитие эмоционального интеллекта: Организация тренингов по развитию эмоционального интеллекта, который помогает сотрудникам лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также эффективно управлять ими.

Важные моменты, о которых стоит помнить:
  • Не существует универсального способа мотивации: То, что мотивирует одного человека, может совершенно не работать для другого. (Нет потребности = нет мотива)
  • Мотивация - это динамический процесс: Мотивы со временем меняются. Необходимо постоянно отслеживать и адаптировать подходы к мотивации.
  • Мотивация – это ответственность руководителя: Руководитель несет ответственность за создание условий, способствующих мотивации сотрудников.
  • Обнаружив потребность, сформировав мотив, важно правильно выстроить цель.
  • Важно сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию: Стремиться к созданию условий, которые позволяют сотрудникам получать удовольствие от работы и одновременно получать достойное вознаграждение.

Марина Геннадьевна Павлова: Помогу предпринимателям повысить эффективность бизнеса с помощью доказательной психологии: структурно, бережно, с научным подходом.
  • Тренинги / обучение
  • Индивидуальные консультации
  • Диагностика
  • Автор статьи
    Марина Павлова. Бизнес- Психолог
    • Преподаватель МГИМО МИД РФ. Преподаватель магистерской программы "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ" МГИМО МИД РФ. Участник и спикер международных конференций, автор мастер-классов
    • Бизнес-консультант. Опыт работы в проектах крупных российских и международных компаний (Вимм-Биль-Данн, Газпром, Лукойл, Космические системы, JTI).
    • Политический имидж-психолог. Работа по диагностике и разработке профиля личности для более чем 80 политиков.
    • Предприниматель, учредитель. Родилась в семье предпринимателей, первый опыт бизнеса получила еще в 15 лет. На данный момент учредитель производственной компании в Московской области
© 2021 Марина Павлова
Полезное
Контакты
  • г. Москва
  • +7 977 143 68 16
Made on
Tilda